Выбор штативных головок


 

штатив

Казалось бы, зачем уделять столько внимания каким-то штативным головкам? Ведь их назначение совершенно очевидно: они позволяют поворачивать камеру на штативе и фиксировать ее в определенной позиции. И добавить к этому вроде бы нечего. На самом деле не все так просто, как кажется. Дешевая или плохо сконструированная головка отбивает всю охоту работать со штативом. Однако если она хороша, съемка даже в самых неподходящих условиях становится легким и приятным делом.

Как видите, цена ошибки здесь довольно высока. Можно потратить уйму времени на выбор штатива, но так и не добиться желаемого комфорта из-за недооценки удобства головки. Вот сама тренога штатива действительно не нуждается в тщательном анализе — достаточно, чтобы она была устойчивой и легко собиралась и раскладывалась. Реальную работу с камерой обеспечивает именно головка. У дешевых моделей штативов она, как правило, наглухо присоединена к треноге. Качество таких конструкций невысоко, поэтому неведение камеры на цель часто отнимает уйму времени.

Профессиональные штативы и модели среднего класса поставляются без головок. С одной стороны, мало кого обрадует перспектива докупать компонент, который, по идее, должен идти в комплекте. Однако в этом есть определенный смысл: фотограф получает возможность отдельно подбирать треногу и отдельно самую важную часть штатива — головку. Можно, скажем, совместить компактность опоры Uniloc и Benbo и многофункциональность головки Manfrotto. Или высоту Slik700 с простотой шаровых головок Gitzo. Таким образом, вы можете поменять штатив и сохранить головку или наоборот.

Штативные головки бывают двух типов: шаровые и типа 3D. В данной статье мы рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них. Головки шарового типа наиболее просты и компактны. В их конструкции предусмотрен один фиксирующий зажим, при этом камера может поворачиваться на 360 гр. по горизонтали и на 180 по вертикали. Для управления шаровой головкой требуется определенная сноровка. Чтобы перемещать фотокамеру по вертикали, нужно вставить стержень головки в специальный боковой разъем. В обычном же положении камеру удастся наклонить лишь на несколько градусов. В этом нет особой беды, если вас интересуют горизонтальные фото с более-менее фиксированным уровнем горизонта. Однако для вертикального снимка вам придется подключиться к боковому гнезду, лишая себя возможности горизонтального маневра. И чтобы направлять камеру в сторону, вы будете вынуждены поворачивать весь штатив, что, согласитесь, довольно непрактично. Отсюда видно, что в некоторых случаях классические шаровые головки малоэффективны. Поэтому имеет смысл выложить чуть большую сумму за головку, способную перемещаться по горизонтали относительно базы. Вместе с ней будет двигаться и вышеупомянутое боковое гнездо. Такое решение позволяет преодолеть одно из ограничений первоначального дизайна, связанное с невозможностью панорамной съемки.

штатив

Да и в спортивной фотографии часто практикуется «проводка» объекта вдоль какой-то одной из осей. А с классической шаровой головкой это сделать трудно, ибо она может отклонить камеру в совершенно непредсказуемом направлении. Точность позиционирования камеры на шаровой головке также оставляет желать лучшего. Особенно это заметно при съемке крупноплановых натюрмортов, где положение фотокамеры подбирается с точностью до миллиметра. Но еще хуже то, что в момент блокирования некоторых шаровых головок фотоаппарат может немного сместиться. Поэтому часто при позиционировании камеры приходится учитывать смещение, привносимое фиксатором.

Помимо перечисленных недостатков, у шаровых головок есть и преимущества. Когда нет возможности воспользоваться пузырьковым уровнем штатива, с помощью шаровой головки можно установить камеру «на глаз» гораздо быстрее, чем в случае с головкой Тима 3D. Интересно, что некоторые производители, вроде Giottos, выпускают «двойные» шаровые головки. Зачем? Чтобы нижний шар выступал в роли платформы для верхнего, обеспечивая неизменность положения камеры. А Manfrotto выпускает для головок штатива специальную уровневую насадку. 3D, или наклонно-панорамные головки, работают по более сложному принципу. Вообще-то называть их «наклонно-поворотными» не совсем корректно, ибо это наводит на мысль, что они перемещаются только по фиксированным осям. На самом деле они позволяют менять ориентацию камеры совершенно произвольным образом. Поэтому насадки такого типа именуют головками с тремя степенями свободы, или просто 3D.

В отличие от шаровых головок, дизайн 3D-головки в общем случае не предусматривает переориентации камеры за один прием. Суммарный вектор перемещения складывается из трех независимых движений — горизонтального поворота, ассоциируемого с панорамной съемкой, вертикального наклона и наклона камеры вбок. Обычно перемещение фотокамеры осуществляется при помощи рычагов, выполняющих также функцию фиксаторов. У некоторых 3D-головок «панорамная» и «наклонная» оси фиксируются одним и тем же зажимом. В других же — для каждой из осей зарезервированы собственные фиксаторы-рычаги.

Штатив типа 3D более массивен и громоздок, чем шаровый. Это можно объяснить более сложной конструкцией, а также наличием фиксирующих рычагов. Хотя, например, головка Manfrotto 460MG интересна тем, что вместо рычагов здесь используются обычные зажимы. Одно из преимуществ 3D-головок заключается в их «расположенности» к панорамной съемке. Это их свойство широко используют спортивные фотографы, любители всякого рода панорам, да и видеооператоры тоже. Кроме того, такие головки позволяют позиционировать камеру с очень высокой точностью.

Недостатки 3D-головок — это громоздкость и сложность монтажа. Хотя при съемке с ровной поверхности «панорамная» головка с единственным фиксатором почти не уступает в быстродействии шаровой. Другое дело, когда поверхность имеет очевидные неровности. Конечно, даже при отсутствии индикатора уровня камеру можно позиционировать «на глаз». Однако при перемещении фотоаппарата вдоль панорамной оси его ориентация будет неизменно сбиваться.

Зная о достоинствах и недостатках двух основных типов штативных головок, вы можете взвесить, перед приобретением штатива, все «за» и «против», а за тем выбрать тот, который будет соответствовать тем или иным фотографическим задачам.

При поддержке: дизайн сайта

Copyright (c) Уроки фотосъемки

Оставить комментарий через Вконтакте