Спортивная фотография. Как правильно снимать спорт

sports

 

Данная статья предназначена для новичков, которым хочется (а может, возникла такая необходимость) заняться спортивной фотографией.

Советы в основном общие, так как и мне не часто приходилось снимать спортивные состязания. Но все же надеюсь, они помогут понять, как фотографировать спорт. Ведь в фотошколе для начинающих не всегда преподаются такие вещи.

Настройка камеры

При съемке любых видов спорта убедитесь, что камера переключена в режим серийной съемки (burst, continuous и т.д.).

Кстати, в русском языке и то и другое (burst/continuous) называют серийной съемкой, но у них есть большое отличие.

В режиме continuous (дословно — непрерывная) съемка идет непрерывно 3-5 кадров в секунду, на полном разрешении, обычно без ограничения длины серии.

А в режиме burst (взрыв) камера делает около 30 снимков в секунду на пониженном разрешении, потом останавливается для сохранения фотографий.

Серийная съемка

Серийная съемка используется для того, чтобы не отставать от движения игроков. Cпорт очень динамичен, надо ловить момент, а как правило, из 10 серийных фото 1-2 получаются более или менее хорошие.

Режим фокусировки, который чаще всего используется в спортивной фотосъемке — AI Servo AF. Этот режим отличается от One Shot AF, которым обычно пользуются при статичной фотосъемке, тем, что не происходит блокировка фокуса. Объектив автоматически меняет фокус всегда, когда расстояние между объектом съемки и камерой меняется.

Пользоваться AI Servo AF следует аккуратно, так как достаточно часто и по разным причинам происходит расфокусировка изображения. И да, этот режим отлично работает на светосильной оптике.

Репортажная съемка

Вообще, при спортивной съемке нам нужен хороший светосильный зум (об этом чуть-чуть позже). Фотографировать приходится при коротких выдержках, иногда в помещении с плохим светом, поэтому его надо ловить как можно больше.

Да, исходя из вышесказанного, еще одно важное правило — при съемке спортивных состязаний лучше выбирать экспозицию «приоритет выдержки».

Еще один совет — фотографируйте в JPG, а не в RAW. Во-первых, при серийной съемке получается много фотографий…очень много, и все они занимают много места. А во-вторых, RAW сильнее перегружает буфер фотоаппарата, а при большом количестве кадров это играет важную роль — замедляется скорость сохранения изображений. Как мне кажется, важнее уловить хороший момент, чем сделать массу качественных неинтересных снимков.

Объектив для спортивной съемки

Как я уже писал ранее, для спортивной съемки подойдет быстрый светосильный зум, с фокусным расстоянием 200-300мм, сам я работал с CANON EF 70-200 mm f/2.8L USM, но такое стекло достаточно дорого стоит.

Не расстраивайтесь, если нет профессионального зума, в яркий солнечный день с такой съемкой отлично справится и китовый Nikon 55-200mm.

Если вы фотографируете на свежем воздухе, в хорошую и солнечную погоду на светосильный зум можно делать снимки при ИСО 100, а в пасмурную, когда небо затянуто тучами или облаками, используйте более высокие значения. В спортзале или помещении этот параметр может доходить до 1600 единиц.

Нужен ли стабилизатор (IS)?

Спортивная фотография

Вообще, тут можно спорить долго, и я сам сейчас с собой поспорю.

Как правило, спорт это движение, а движение мы фотографируем с достаточно короткими выдержками, и, казалось бы, зачем тут стабилизатор, когда выдержка до 1/200. Но без использования стабилизатора, даже на таких выдержках и на максимальном зуме, «шевеленка» будет уже весьма вероятна, а если при этом у вас устали руки — практически гарантирована. Это- если вы фотографируете на большом поле, например футбол.

Идеально, если вы используете монопод. Таким образом вы мобильны, меньше устаете и получаете более качественные снимки. Если нет монопода, то лучше, когда объектив со стабилизатором.

НО! Есть еще одно НО. Есть некоторые объективы, которые достаточно медленно фокусируются, а в помещении+движение картинка будет совсем не ахти.

Кстати, если вы планируете фотографировать только в зале (например соревнования по ушу), тогда можно обойтись объективом, с меньшим максимальным фокусным расстоянием, например 28-105. И вместо наличия стабилизатора, лучше позаботиться о светосиле, скорости автофокуса и резкости на открытой диафрагме.

Ведь снимать, скорее всего, придется на «пограничных» выдержках, без вспышки (она может отвлекать и мешать спортсменам), а освещение будет далеко не идеальным.

Придется задрать ИСО на приемлемый максимум, открыть диафрагму на полную и надеяться, чтобы хватило выдержки.

Надеюсь, я не очень вас запутал, но к выбору объектива для съемки спортивных мероприятий надо подойти тщательно, точно сформулировать свою задачу : какой вид спорта вы планируете снимать, где это будет происходить чаще всего, какие обычно условия и т.д; а потом задать вопросы на специализированных форумах и сообществах.

Пару слов о композиции и процессе съемки

Чтобы фотографии получились как можно более интересными — двигайтесь. Перемещайтесь по залу или вокруг поля, ищите лучший ракурс, ловите хороший свет. Как я уже писал, хорошо бы обзавестись моноподом, он не лишит вас мобильности, позволит выставить выдержку на одну-две ступени большую, нежели при съёмке с рук, и поможет руками меньше уставать.

Когда вы наберетесь опыта в спортивной съемке, попробуйте поснимать на более длинных выдержках. Такая съемка называется «съемка с проводкой». Отличие в таком приеме от коротких выдержек(1\250) в том, что при, скажем 1\30, фон размывается, и создается ощущение динамики.
Фото с проводкой
Такую технику можно применить к бегущему спортсмену, движущемуся автомобилю, велосипедисту и т.д. Устанавливаете камеру на штатив, фокусируетесь на основном объекте (бегущем спортсмене) и проводите фотоаппарат по ходу его бега. Скорее всего, придется экспериментировать со значениями диафрагмы, ИСО и выдержки, чтобы найти оптимальные — «динамично» размыть фон, но сохранив резкость и четкость основного объекта съемки.

Не упустить яркий и важный момент (гол или решающий удар, прием) в спорте очень просто. Поэтому, будьте всегда на чеку. Обязательно тщательно ознакомьтесь с правилами той игры или того вида спорта, который фотографируете, чтобы понять, когда этот важный момент должен наступить.

И стоит помнить, что самое нужное в спортивной фотосъемке — это опыт.

Тренируйтесь, экспериментируйте, и вы обязательно станете профессиональным спортивным фотографом!

Андрей Морозов, специально для fotoman.name

Оставить комментарий через Вконтакте