Идея сканографии


 
сканография
Сканировать можно объекты, не превышающие размера предметного стекла. Минимальный размер определяется увеличением, которое может обеспечивать сканер. Благо, постоянная технологическая гонка изготовителей оборудования приводит к росту разрешения сканеров и, соответственно, ко все большим увеличениям, которые могут использовать в своей работе сканографы.

Если сравнивать возможности сканеров и цифровых камер по параметрам изображений, то преимущества первых ощутимы – даже рядовой планшетный сканер А4/600dpi за 50-70$ дает файл с эквивалентным размером в 33 МРix, а это изображение формата А2/300dpi (42х60 см) (на что способны цифровые камеры, читатель, видимо уже, знает). И это лишь сканер начального уровня, а на рынке доступны сканеры и получше – с разрешением до 4800dpi (около 2000MPix). Причем это совершенно честные мегапиксели – каждая точка анализируется по трем RGB компонентам, в отличие от Байеровской матрицы цифровых камер, где в каждой точке достоверно фиксируется только одна цифровая компонента.
Таким образом, предметы, помещенные на стекле сканера, могут быть оцифрованы с поразительной детализацией. В дополнение ко всему, оптика сканеров имеет свои особенности, в частности глубина резкости может составлять от 1 до 4-5 см от поверхности предметного стекла, что позволяет сканировать и объемные предметы.
Но к этой огромной бочке меда (без преувеличения) в виде технических возможностей, как и положено, добавляется ма-а-ленькая ложечка дегтя. Речь идет о способе освещения предметного пространства, жизненно необходимого сканографу для творческой реализации, который используется в сканерах (именно пространства, а не плоскости). Объект, помещенный на предметное стекло, освещается «в лоб» длинной люминесцентной лампой. Это дает либо плоское бестеневое освещение, либо освещение с небольшим оттенением в одну сторону. Похожую схему света дает встроенная вспышка в «мыльнице». Хуже такого света может быть только полное его отсутствие.
Кроме того, лампа располагается в непосредственной близости от предметного стекла сканера, и согласно закону физики об убывании освещенности обратнопропорционально квадрату расстояния, совершенно не подходит для освещения участков объекта, расположенных на разных расстояниях от предметного стекла, – даже в зоне глубины резкости освещенность падает в несколько раз. Возможно, в этом основная причина не столь высокой (как можно было бы ожидать в силу доступности) популярности сканографии при таких поразительных возможностях по генерации огромных цифровых файлов – какую композицию ни создай, а однообразный и неуправляемый фронтальный свет в состоянии охладить любой энтузиазм.
Идея дополнительной подсветки покажется простой до гениальности. Действительно, а что если дополнить безнадежный сканерный свет внешними осветителями и получить близкую к студийной световую картину?
Что ж, идея сформулирована, попробуем ее реализовать. Первоначальные затраты кажутся равными нулю – планшетный сканер, настольная лампа, любой приглянувшийся объект и полный prescan!
Очевидные проблемы
1. Согласование интенсивности дополнительной подсветки с лампой сканера. Сканер – не фотоаппарат и приспосабливаться к внешнему освещению не может: диафрагмы нет и возможность изменения чувствительности матрицы отсутствует. Как же быть? Оставить сканер в покое и регулировать интенсивность подсветки, которая от сканера не зависит. Интенсивностью можно управлять либо изменением яркости ламп, либо регулированием расстояния до сканера. Сенсор сканера имеет ограниченный динамический диапазон, и в случае пересвета, который легко можно получить от внешней подсветки, на сканах возникают очень неприятные артефакты. Подобные же артефакты от пересвета матрицы возникают при сканировании объектов с блестящими, полированными и металлизированными поверхностями.
2. Согласование цветовых температур. Лампа сканера имеет цветовую температуру порядка 5500К, соответственно подсветку лучше делать из ламп аналогичного качества. При использовании ламп накаливания с более низкой цветовой температурой (~3000К) неизбежно возникают красные оттенки на подсвеченных участках изображения. Цветовые искажения такого рода иногда поддаются исправлению в Фотошопе, а иногда – нет. Важно для начала определить глубину резкого пространства для конкретной модели сканера. Этот простой эксперимент поможет в построении композиции с выделением резких и размытых зон объектов.
Может ли работать конкретный сканер в наклонных или перевернутых положениях (недокументрованная возможность легко определяется опытным путем, позволит существенно расширить творческие возможности сканографа).
Появление на сканограммах протяженного третьего измерения поразительным образом влияет на полученный результат. Более того, отображение нерезкого пространства сильно отличается от того, которое передает обычная фотооптика. «Сканерное боке» совершенно уникально и очень не похоже на боке объективов.
Особенность заключается в геометрическом искажении постранства (сжатие по одной оси), которое равно нулю на предметном стекле и постоянно усиливается при удалении от него. Использование этой особенности в мирных целях может помочь в создании совершенно необычных изображений.

Оставить комментарий через Вконтакте

  • Честно говоря я не понял о каком сканировании говорится в этой статье. О сканировании фотографий (пленок) или каких-то других объектов.

  • Photoshoper

    Все очень просто, берете, например, цветок (вообще любую более менее плоскую и красивую вещь), кладете его в сканер и сканируете, а затем обрабатываете в Photoshop или другой подобной программе. Можно сканировать и обрабатывать (восстанавливать) старые семейные фото.